Авторизация

Логин:

Пароль:


Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно

Оставить/читать комментарии (просмотров: 4170; комментариев: 0; опубликовано: 06.09.2009)

Название этой книги тяжеловесно, неуклюже и вообще стилистически небезупречно: два «которых» в одной фразе — не комильфо. Спасает разве что благородная цель данного объединения: поддержка российских хосписов, существующих на обочине государственной медицины. Пациентов в этих учреждениях немало, как и положено, они готовятся в последний путь, но как протекает их жизнь — мало кому известно. Говорят, не очень хорошо протекает, из-за чего благотворительный фонд помощи хосписам под названием «Вера» и обратился к писателям за помощью.

Писатели тут же откликнулись, за что им честь и хвала. То есть, отдали свои тексты, не попросив гонорара, а всю выручку за проданную книгу разрешили пустить на помощь обитателям тех самых грустных учреждений. Уже сам факт подобного бескорыстия мог бы сделать бессмысленным любую рецензию на сборник, поскольку гуманизм в нашем нынешнем обществе — штука редкостная. И все-таки мы рискнем оставить за рамками рассуждений благородство участников «Книги, ради которой…» и заняться рассмотрением литературных достоинств помещенных там произведений.

Верно ли утверждение, вынесенное в заглавие? Верно, поскольку объединить Виктора Пелевина с Захаром Прилепиным — довольно трудно. Как и Виктора Ерофеева с Андреем Геласимовым или, допустим, Бориса Акунина с Людмилой Петрушевской. Принцип объединения тут один: наличие известного имени, что со стороны издателей — вполне разумный ход. Нынешний читатель покупает ведь не текст, а брэнд; то есть, он и до текста рано или поздно доберется, но вначале он должен заглотить «живца» — звучное имя.

Надо признать, не всегда имя соответствует качеству помещенного в сборнике текста. Есть такое ощущение, что некоторые авторы или попросту отписались, или предоставили в сборник невнятные отрывки. Например, совсем не радует своим рассказом с названием «Роман» маститый Владимир Войнович. Как не очень интересен и акунинский фрагмент повести об очередных приключениях Фандорина (ну, сколько можно эксплуатировать этот персонаж?!). Да и рассказ Бориса Гребенщикова, который выступает здесь в роли прозаика, не особо увлекает. В роли поэта-песенника лидер «Аквариума» преуспел гораздо больше, а здесь разместил обычную байку с потугами на эксцентрику, или, как нынче говорят, «телегу».

К счастью, столь пренебрежительное отношение к будущему читателю, из чьего кошелька и будет оплачена помощь умирающим согражданам — исключение, а не правило. Большинство известных и раскрученных предоставили составителям вполне качественные произведения, причем некоторые из них могут изрядно удивить поклонников того или иного писателя. Например, Владимир Сорокин, весьма далеко отошел от своей тотально пародийной манеры письма. Начиная читать его рассказ «Черная лошадь с белым глазом», вполне себе сермяжно-посконный, ждешь очередной каверзы, то есть, «монстра», которого автор запускает в текст, чтобы уничтожить стиль, образность и так далее. Однако «монстра» нет; рассказ получается, с одной стороны, реалистический, с другой — это мистическое предощущение близкой войны. Что означает сей полный поворот кругом? Поживем — увидим.

Кого-то удивит и Татьяна Толстая (отрывок под названием «Желтые цветы»), в особенности тех, кто не заглядывает в ее интернетовский живой журнал. Те, кто заглядывает, уже знают, что Татьяна Никитична в последнее время крайне увлечена темой гастрономии. Нет, она не устраивает в Сети очередной «Смак», она пытается через кулинарные феномены рассмотреть время. И это, как ни удивительно, неплохо у нее получается, во всяком случае, брежневская эпоха через призму салата «Мимоза» (если салат — хоть в какой-то степени «призма») видится очень даже предметно.

Гришковец не преподносит ничего неожиданного — он по-прежнему тянет свою песню акына, воспевая жизнь в обыденном измерении. Кто-то живописует драмы, разрывает аорты в трагическом надрыве, этот же автор живописует реальность при температуре 36,6. Живописует, впрочем, вполне профессионально, умело, так что уставшим от надрывов здесь будет, чем насладиться. А вот Макс Фрай, точнее сказать, писательница Светлана Мартынчик приготовила приятный сюрприз. Могла бы тоже, как и Акунин, отрезать сантиметров двадцать от километров своей «фэнтези» и с чистой совестью отдать в сборник (я ж, мол, имя продаю — не текст!). Ан нет: опубликовала нормальный и интересный рассказ «Демон из Кракова», каковой и в любом другом, даже не благотворительном сборнике, смотрелся бы недурно.

Оригинальным выглядит и рассказ Владимира Маканина «Однодневная война». Несклонный, вообще-то, к социальной фантастике, в этом произведении автор показывает двух экс-президентов — состарившегося Буша-младшего и нашего дорого ВВП (не впрямую, конечно, но именно эти политические деятели подразумеваются). Оба напортачили, в смысле — устроили однодневную ядерную войну между Россией и НАТО, теперь же оба бывших правителя готовятся предстать перед судом своих народов. Рассказ Эдуарда Лимонова «Остался один» оригинальным не назовешь — этот автор, как всегда, одаряет читателя биографическими подробностями своей единственной и неповторимой жизни (в данном случае рассказывает о похоронах матери). Но, поскольку лидер НБП по-прежнему остается талантливым литератором, рассказ пронимает, в конце концов, через этот печальный опыт проходит каждый (если не уходит в мир иной раньше родителей), и честное повествование на эту тему не может не задевать.
Других авторов пересказывать не будем, дабы не затягивать рецензию. И Александр Кабаков, И Леонид Юзефович, и Людмила Улицкая, и т. п., и проч. — все выступают с приличными текстами, которые можно с интересом прочесть. То есть, несмотря на брюзжание автора по поводу тех ил иных произведений, общее ощущение от чтения этой книжки остается самое положительное. Во-первых, приятно осознавать, что есть хорошие писатели , которые не ходят с протянутой рукой, проклиная жадных издателей, а сами помогают несчастным людям. Как это делал, допустим, Толстой, Короленко и многие другие известные деятели литературы. Во-вторых, приятно осознавать, что у нас просто есть хорошие писатели. Владеющие языком, воплощающие интересные образы, создающие увлекательные и вместе с тем — глубокие тексты. Не верите? Загляните в «Книгу, ради которой…», и вы убедитесь в правоте этих слов.

источник: krupaspb.ru

Всего голосов: 0; средний бал: 0 Голосовать:

Комментарии

написать комментарий
Еще нет комментариев

Добавление комментария

Имя
Код
Комментарий oсталось символов: 5000
Показать все смайлики