Авторизация

Логин:

Пароль:


Тигр, светло горящий

Оставить/читать комментарии (просмотров: 1721; комментариев: 0; опубликовано: 13.10.2008)

Мы привыкли к тому, что книги Трейси Шевалье позволяют нам совершать увлекательнейшие путешествия – в средневековую Францию, в Голландию золотого 17-го столетия, в Париж 16-го века… И вот теперь перед нами Лондон времен короля Георга… Хотя, «перед нами» – неточное определение, правильнее будет сказать «мы в георгианском Лондоне». Мы чувствуем запах гари и слышим взрывы фейерверков, когда горит цирковой склад, поражаемся контрасту похоронной процессии и попугайских нарядов лондонских шлюх, затаив дыхание, поднимаем голову ввысь, к сводам Вестминстерского аббатства и тут же любовно склоняемся над крошечными заготовками миниатюрных пуговиц… Последний момент особенно важен – Шевалье легко могла бы подковать блоху. Она вышивает свои исторические панорамы крошечными и аккуратными стежками, выделяя каждую деталь, создавая мир, который невозможно отличить от реального. Таким же внимание к мелочам отличаются и ее персонажи (или она дарит им свое видение мира?): любуясь тонкими узорами резьбы, столяр забывает о том, что ему нужно срочно изготовить стул, а грубые руки прачки тщетно пытаются освоить пуговичное ремесло. Все это выстилает дорожку к главному искусству – миниатюрным, расписанным вручную книгам, сотворенным великим Уильямом Блейком.

Хотя весь антураж романа совсем иной, чем в предыдущих книгах Шевалье, поклонникам «Девушки с жемчужной серьгой» многое покажется знакомым. Когда-то Шевалье поведала о Вермеере в перспективе взгляда героини самого знаменитого его портрета. Рассказ об Уильяме Блейке она тоже сосредоточила не на нем самом, а на детях, живущих по соседству, Джеме Келлавее и Магги Баттерфилд. Семейство Келлавеев, родители и двое детей, перебирается в Лондон из сельского Дорсетшира. Позади – утрата, гибель сына и брата, потерянный Рай. Впереди – столкновение с чуждым миром. Застенчивый и вдумчивый Джем потерялся бы в нем – если бы не Магги – для того чтобы создать живописный образ этого Гавроша лондонских улиц, нужно воскресить Франца Хальса. Дети становятся свидетелями жизни Блейка, а он – свидетелем зарождения первой любви.

Уильям Блейк в изображении Шевалье – не темный мистик и визионер, последователь Сведенборга, каким его часто представляют. Трудолюбивый затворник мастерской… Рациональный, доброжелательный наблюдатель жизни… Поэт, влюбленный в свою жену… Справедливый и мужественный человек, всегда готовый противостоять злу. Любое понятие, любой образ у Шевалье всегда объемны, и ни на один вопрос она не дает однозначного ответа. Вот и Блейк у нее увлечен идеей отсутствия чистых оппозиций. Между раем и адом – мир. Мы теряем рай неведения, но и опыт, который мы обретаем, не низвергает нас в ад. Любая трагедия и утрата остается в прошлом, становится частью знания, потому жизнь принимается без остатка. Опыт наших переживаний – путевка в будущее, которое даже в трагические его моменты может быть встречено с улыбкой.

Шевалье и впрямь написала «светло горящий» роман. Хотя противная сторона и представлена в многообразных ипостасях (мелкого бесовства диккенсовского розлива (отец и брат Магги), ханжества (квартирная хозяйка Келлавеев), равнодушия под маской напускного радушия (владелец цирка), язв и струпьев нищенских кварталов Лондона и т. п., сам роман исполнен света и любви к жизни. Потому зло преодолевается, а утраты переживаются легко – ведь день веселья и правды все равно настанет, выход найдется, а героев просто так не сломить. Пусть их судьбы никогда не попадут в анналы истории, пусть это всего лишь песчинки, перемешанные с другими, но их жизни осветили слова «тигр, о, тигр, светло горящий»… Блейк вдохнул в паруса их судеб частичку своей души, своего великодушия.

источник: top-kniga.ru

Всего голосов: 0; средний бал: 0 Голосовать:

Комментарии

написать комментарий
Еще нет комментариев

Добавление комментария

Имя
Код
Комментарий oсталось символов: 5000
Показать все смайлики